Советские власти почти сразу занялись возрождением трамвая. Всю трассу разбили на участки и закрепили за 11 предприятиями и учреждениями города: ЦБК-2, Вагоностроительным заводом, Спиртзаводом, 7-й комендатурой, перевалочной базой и другими. Горожане разбирали завалы на дорогах, восстанавливали путевое хозяйство, ремонтировали подвижной состав. Первоочередные работы по восстановлению трамвайных путей начались на улице Житомирской (бывшей Штайндамм) — на отрезке между площадью Трёх Маршалов (ныне площадь Победы) и Королевским замком. Здесь вели расчистку путей от щебня, обломков и мусора, поднимали упавшие опоры. Через два с половиной года после окончания войны было восстановлено около 50% трамвайной сети и 20% вагонного парка.
Особенностью калининградского трамвая первых послевоенных лет было то, что абсолютное большинство пассажиров перемещалось в нем с одного конца города в другой, не выходя в центральной части, которая была полностью разрушена во время войны и практически не заселена. Вагоны ходили постоянно переполненными, без соблюдения графика движения, в большинстве из них отсутствовали ручки и ременные петли, постоянно были открыты двери с обеих сторон.